О стратегии развития белорусского образования
Как неоднократно подчеркивал Президент, «наша стана включена в глобальные образовательные процессы, но приоритет — укрепление национальной системы образования». Поэтому и при разработке общей стратегии развития необходимо ориентироваться на имеющиеся достижения, национальные особенности и традиции. Можно выделить несколько базовых положений, на основе которых, на мой взгляд, должно все строиться.
Главная задача — научить учиться, ведь объем знаний, особенно в научно–технической сфере, каждое десятилетие удваивается. Стремительный прогресс, развитие всех отраслей науки и техники требуют от специалистов не только наличия соответствующих знаний, умений и навыков, но и постоянного самосовершенствования через систему непрерывного образования.
Не менее важная роль и у совершенствования образовательных программ. Сейчас практически во всех передовых странах мира говорят о необходимости развития образования в направлении его фундаментальности, усиления математического и естественнонаучного направлений. Для нас же важно выработать разумный баланс между универсальностью знаний, их фундаментальным характером и практико–ориентированностью на потребности реального сектора экономики. При этом, естественно, один из главных приоритетов — качественное образование. К примеру, советская модель, сочетающая в себе разумную строгость рассуждений с простотой и доступностью материала, а также предпочтение содержательным, а не формальным конструкциям, представляет собой одну из лучших в мире на соответствующем этапе развития общества. Но найти такой баланс в современных условиях, учтя развитие информационных технологий и их активное внедрение в образовательный процесс, — задача непростая.
Важно также усилить профессионально ориентационную работу среди обучающихся, так как современное состояние экономики и общества требует существенных, а в некоторых направлениях и коренных структурных изменений профессионального образования в стране. К сожалению, сегодня эта сфера слабо ориентирована на рынок труда. Отсюда и парадокс: людей с высшим образованием у нас много, но не хватает настоящих специалистов с набором современных знаний. Поэтому особенно актуальна для нас и мировая тенденция — повышать популярность технических специальностей среди абитуриентов. И тут не обойтись без нового механизма формирования социального заказа, реструктуризации сети учреждений профессионального образования, изменения их институционального характера, качественного обновления состава педагогических работников. К слову, в Беларуси в этом отношении уже делается много. Например, принято решение о разработке и внедрении принципиально новой национальной системы квалификаций, которая позволит по–новому взглянуть на распределение ответственности между профессиональным образованием и рынком труда, чтобы система могла более гибко и динамично адаптировать профессиональные квалификации к реалиям бизнес–среды и обеспечивать требуемое качество подготовки рабочих и специалистов. Для решения столь важных задач нам нужны учреждения профессионального образования новой формации, обладающие не только инновационными механизмами для формирования производственной элиты, но и одновременно чертами кадрового агентства, бизнес–инкубатора, информационно–консалтингового центра развития карьеры человека на протяжении всей его трудовой жизни. Требуется и новый инструмент инициации частно–государственного партнерства и делового сотрудничества всех заинтересованных сторон в социально–экономическом развитии общества. Большие надежды здесь на реализацию недавно утвержденной Правительством «Структурной схемы информационно–аналитической системы прогнозирования потребности экономики в кадрах, их профессионального образования и подготовки». Документ установил функции и ответственность за кадровое обеспечение Министерства экономики, Министерства труда и социальной защиты и Минобразования. Проблема, которой сегодня следует уделить отдельное внимание, — это повышение привлекательности для молодежи да и в общественной среде в целом производственно–технических профессий и специальностей. Важнейшая движущая сила здесь — международное сотрудничество, в том числе присоединение Беларуси к международному движению WorldSkills.
Не обойтись и без структурных преобразований в системе образования с учетом международных процессов и тенденций, в том числе активного внедрения дистанционных форм обучения на всех уровнях. Кроме того, сейчас идут процессы, направленные на унификацию систем в русле подходов, закрепленных в Международной стандартной классификации образования 2011 (МСКО 2011), которой придерживаемся и мы.
Развитие образования невозможно и без повышения статуса и квалификации учителя, преподавателя, научного работника. В современных условиях основная задача — развить аналитические способности у учащихся, умение критически мыслить, а также навыки и умения учиться. И без специалистов с соответствующей профессиональной компетентностью и навыками, без достойных условий их работы и жизни все намеченные преобразования и новации будут обречены. Сегодня благодаря республиканскому конкурсу профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года» формируется своего рода педагогическая элита, которая не только профессионально, но и личностно влияет на развитие образовательной сферы.
Здесь же стоит акцентировать внимание и на важности социальных ориентиров и гарантий участникам образовательного процесса. Именно государство должно четко расставить акценты и объяснить, в чем состоят его гарантии в сфере образования, а где граждане должны опираться на собственные силы и возможности. К примеру, с 2013 года в учреждениях общего среднего образования страны апробируется отраслевая система оплаты труда педагогических работников, главная идея которой в экономическом стимулировании качества и результативности педагогического труда с помощью дифференцированной оплаты педагогам различных видов работ, в том числе помимо выполнения непосредственной учебной нагрузки. Новый механизм позволил довести размер средней заработной платы в пилотных учреждениях до сопоставимого со средней зарплатой работников по стране. Так, среднемесячная заработная плата педагогических работников учреждений образования, участвующих в эксперименте, за первое полугодие 2015 года составила 134% от средней заработной платы в образовании, а среднемесячная зарплата учителей — 107,9% от средней заработной платы учителей страны за данный период. А с 1 января 2014 года стартовал проект по апробации нормативного финансирования учреждений общего среднего образования, который повысил заинтересованность школ в результатах своей деятельности и оптимизации расходов. При этом руководители учреждений образования получили право самостоятельно формировать штатное расписание в пределах выделенных средств, а высвободившиеся средства направлять на стимулирование работников и укрепление материально–технической базы. В 2016 году этот проект коснется примерно 180 учреждений.
Об общем среднем образовании
Первый из приоритетов в развитии нашего школьного образования — повышение качества подготовки. К сожалению, сегодня нарушена согласованность между средней и высшей школой. Нужно, чтобы ребенок получил базовые знания именно в том возрасте, который наиболее соответствует их усвоению. Важный шаг здесь — разработка подходов, позволяющих создавать в школах профильные классы. К слову, в качестве одного из направлений профилизации предусматривается и профессиональная подготовка учащихся с использованием учебной базы учреждений профессионально–технического и среднего специального образования. То есть обучение в учреждениях профессионально–технического образования следует рассматривать как элемент профильного образования. Одновременно, конечно, необходимо вводить допрофильную подготовку учащихся 8 — 9–х классов, а также обеспечить условие относительной завершенности базового образования. Поэтому наряду с профильным обучением важным является переход на новое поколение учебных изданий в рамках реализации проекта «Базовый учебник», который позволит повысить качество усвоения учебного материала и его практико–ориентированной направленности. Базовый учебник будет содержать систематизированное изложение учебного предмета в минимально необходимом объеме, определяемом образовательным стандартом и учебной программой. В качестве приложений будет представлен разнообразный дополнительный материал, которым можно пользоваться на учебных занятиях и в процессе самостоятельной работы. Тем временем в базовой школьной программе необходимо сократить как минимум 20 — 30% информации и пересмотреть подходы к изложению материала, ведь современная школьная программа гораздо сложнее, чем она была в 70 — 80–е годы прошлого века. Это усложнение программы началось в 1990–х годах и продолжается до сих пор. Нужно оставить в школьной программе только самую важную и необходимую базовую информацию. И требуется большая и кропотливая работа специалистов, причем не только из системы образования, чтобы отобрать нужный для изучения в школе материал. Создание базовой программы надо проводить поэтапно: сначала решительно отбросить очевидно второстепенный или невозможный для изучения в средней школе материал (для точных наук один из главных ориентиров и сегодня — программа советской школы второй половины XX века), а затем заняться тщательным отбором информации, абсолютно необходимой для изучения в школе. При этом надо выяснить, что изучается школьниками других стран, особенно тех, где уровень среднего образования очень высок. Сейчас у нас идет интенсивная научная и организационная работа по подготовке учебно–методических комплексов нового поколения. Их системообразующим ядром и станет базовый учебник.
Второй приоритет — совершенствование системы отбора абитуриентов. Хотя централизованное тестирование как система проверки знаний выпускников школ и показало свою эффективность, оно требует дальнейшего развития. Особенно в части, где нужно объяснить решение, вывод или заключение, изложить их логику. С учетом введения профильного обучения на III ступени общего среднего образования можно рассмотреть вопрос проведения итоговой аттестации в форме единого экзамена по некоторым дисциплинам. Кроме того, необходимо повысить роль и значимость текущей успеваемости ученика, которого важно нацелить на ежедневную и постоянную работу и овладение знаниями. Примеры успешного и эффективного совмещения оценок текущей успеваемости и экзаменационной можно привести из практики работы учреждений высшего образования, где при выставлении итоговой отметки учитываются оба результата со своими весовыми коэффициентами.
Третье важное направление — сокращение документооборота. Кардинальную дебюрократизацию необходимо провести срочно, не откладывая на потом. Сегодня есть и неоднократно доведен до сведения всех заинтересованных структур официальный перечень обязанностей, которые должен выполнять учитель. Важно, что документально прописана и ответственность руководителей за возложение на учителя несвойственных ему обязанностей. Также уменьшению количества запросов и лишних документов способствуют активное использование в учреждениях образования возможностей IT–технологий и внедрение системы электронного документооборота.
О высшем и профессионально–техническом образовании
Один из базовых элементов подъема экономики страны — повышение уровня университетского образования с учетом общих процессов глобализации. По результатам исследований Национальной ассоциации консультантов по вопросам приема в колледжи, в США главными трендами в системе высшего образования сейчас являются интенсификация академической мобильности студентов, значительное увеличение доли иностранных студентов в высших учебных заведениях, распространение практики онлайн–поступлений в вузы и повсеместное внедрение дистанционных форм обучения. Например, поступление в вуз по интернету становится обычной практикой, что расширяет географию студентов и положительно сказывается на экспорте образовательных услуг. Но, на мой взгляд, онлайн–курсы не могут полностью заменить традиционную модель обучения. Поэтому наиболее разумной представляется смешанная модель, когда основную информацию учащиеся получают дистанционно, а время непосредственно занятия преподаватель тратит на активное взаимодействие со студентом.
Необходимо учитывать и сложившуюся объективную реальность, что сегодня одной из характерных черт высшего образования является его превращение из элитарного в массовое. Беларусь здесь не исключение. Во многом это продиктовано запросами рынка, ведь сформировалось мнение, что для работы, которая не требует простого ручного труда, необходимо специальное профессиональное образование. По прогнозам, скоро потребность в специалистах с образованием на уровне бакалавриата достигнет 90% от общего количества трудоспособного населения.
К сожалению, в последнее время во многих странах произошло обесценивание понятия «образование». В обществе зачастую потерян ориентир, многим не ясно, что такое по–настоящему образованный человек. При этом стоит подчеркнуть, что по–прежнему актуален отбор способной, талантливой молодежи. Так, в Болонской модели предусмотрены три основных цикла образования: бакалавриат, магистратура и докторантура. Последние два считаются элитарным образованием. В развитых странах в среднем от 70 до 80% студентов учатся на уровне бакалавриата, на уровне магистратуры — лишь около 20 — 30%, а в докторантуру попадают не более 2 — 5%. В итоге бакалавриат сегодня фактически представляет собой образование для всех. Поэтому в современных условиях перестают быть приемлемыми и те критерии оценки высшего образования, которые применялись в недалеком прошлом, так как они ориентировались на доступное лишь немногим элитарное образование. То есть претензии к качеству высшего образования должны быть не только в адрес студентов и их слабой подготовки, но и в адрес университетов, которые не вполне готовы учить в таком количестве. И эта проблема не только белорусских вузов.
Еще одна особенность современных университетов — все больше новых междисциплинарных специальностей, которые трудно вместить в рамки одной–двух наук, направлений. Отсюда все больше проблем с классификацией этих специальностей, проявляются «трудности прописки» их на конкретных факультетах. Поэтому следует серьезно посмотреть и на структуру университетов. К примеру, лучшие мировые вузы сегодня уходят от построения по принципу «базовый факультет», а во главу угла ставят базовую кафедру, которая и формирует необходимый набор дисциплин, позволяющий предоставить студенту достаточный объем знаний по специальности. Активнее следует переходить и на новый стиль преподавания с упором на дискуссионную составляющую. Надо давать студентам больше самостоятельности, а не загонять их в сугубо лекционные рамки.
В целом же глобализация — сложный процесс для университетов и требует изменения системы мышления об образовании и его практике на самом глубоком и высоком уровне. Может быть, даже в большей степени, чем в сфере экономики. И одним из главных приоритетов в развитии высшего образования в нашей стране должна быть модернизация как содержания, так и методов, подходов и структуры обучения в соответствии с произошедшими коренными изменениями во внутренней и внешней среде, в том числе и с возросшим потоком студентов. Но это возможно лишь при условии реформирования университетов с ориентацией на глобализацию и интернационализацию образовательной и научной деятельности. Что, в свою очередь, требует преодоления инерции, накопленной в последние десятилетия в учреждениях высшего образования страны. Сейчас нам нужно, во–первых, создать научно–образовательные кластеры различной структуры и состава из учреждений образования разных уровней. Положительный опыт в этом направлении уже есть в БГТУ, ГрГУ и в других вузах. Во–вторых, внедрить систему сетевого взаимодействия университетов, суть которой в том, что вузы одного направления и специализаций на основании согласованных учебных программ и планов собираются в сеть с центром, в качестве которого выступает ведущий вуз, что обеспечивает мобильность студентов между университетами. При этом магистратура открывается главным образом в ведущем вузе при условии наличия соответствующих научных школ. В–третьих, при сетевом взаимодействии учреждений высшего образования следует активизировать работу по созданию центров коллективного пользования с современным научным и технологическим оборудованием и аппаратурой. Такие центры в первую очередь должны функционировать при ведущих учреждениях высшего образования, но в то же время перспективно их развитие при колледжах для более активной кооперации с вузами. Чтобы успешно реализовать намеченные мероприятия и позволить системе высшего образования динамично развиваться, важно ввести и закрепить особый статус «национальное учреждение образования» и статус «ведущее учреждение высшего образования». Национальных учреждений образования в стране должно быть не более одного–двух, являющихся действительно флагманами и обладающих непререкаемым авторитетом и мировой известностью. Такие своего рода бренды высшего образования существуют в каждом государстве и всячески поддерживаются. В итоге статус «ведущее учреждение образования» присваивается на определенный период (например, пять лет) и должен подтверждаться по истечении установленного срока. Этот статус дает определенные права и приоритеты в направлении подготовки специалистов различных ступеней и уровней, введении специальностей, финансировании научно–исследовательских работ. Создание же кластеров и реализация сетевой организации образовательного процесса, помимо решения главной задачи повышения качества подготовки, позволит провести дальнейшую оптимизацию системы высшего образования для повышения ее экономической и ресурсной эффективности с учетом имеющихся долгосрочных прогнозов развития регионов и потребности в кадрах. Необходимо и привести перечень специальностей, по которым ведется подготовка в вузах, в соответствие с приоритетными направлениями фундаментальной и прикладной науки, с программами развития наукоемких производств, определяющих структуру высокоразвитой экономики. Особенно важна практико–ориентированная подготовка кадров, обучение инновационным технологиям и методикам. Количество учебных и производственных практик уже дифференцировано по специальностям и по уровням образования, а их длительность увеличена в среднем до 16 — 24 недель. Не менее важно и увеличить роль и значение научных исследований в подготовке специалистов с высшим образованием, расширить масштабы фундаментальных и прикладных научных изысканий по приоритетным направлениям, ведь уровень предоставляемого образования в университете в первую очередь определяется уровнем научных исследований и наличием ученых с мировым именем. Не обойтись и без аннулирования неактуальных, устаревших и дублирующих специальностей, направлений специальностей и специализаций. Следует также закрепить за Минэкономики и Минтруда и соцзащиты функции координаторов работы государственных органов по прогнозированию кадровых потребностей экономики на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Сейчас они констатируют только текущее состояние рынка труда. А к компетенции Министерства образования нужно отнести функцию прогноза подготовки кадров.
О воспитании и идеологии
Ни одна система образования не может быть полноценной без серьезного нравственного и идеологического воспитания учащихся. К сожалению, сейчас во всем мире мы наблюдаем изменение моральных правил и принципов, и не всегда в лучшую сторону. Поэтому в учреждениях образования нужны программы нравственного и идеологического воспитания молодежи, требуется поддержка общественных молодежных организаций, которые способствуют выполнению этих программ. И в стране много сделано в данном направлении, в том числе разработана стратегия государственной молодежной политики до 2020 года, республиканская программа в сфере государственной молодежной политики на 2016 — 2020 годы, концепции организации волонтерского молодежного движения и развития студенческого самоуправления. Кроме того, по инициативе студенческой молодежи при министре образования созданы Общественный республиканский студенческий совет и Общественный республиканский молодежный совет. Но в деле формирования нравственных идеалов молодежи и патриотического воспитания важную роль играют общественные и гуманитарные науки. Поэтому сейчас особенно нужны исследования, связанные с осознанием новой эпохи, в которую вступил мир. А в современных условиях нестабильности и утери общемировых нравственных идеалов и ценностей от ученых, преподавателей и специалистов общественных и гуманитарных наук и дисциплин ждут формулировки новой парадигмы воспитательной работы, общего гуманитарного и нравственного воспитания молодежи.
* * *
Очевидно, что в образовании без постоянного анализа ситуации и оценки развития общества, науки, производства, без новаторства, творчества и кропотливой проработки всех, даже незначительных предложений и решений невозможно движение вперед. Остановка, самоуспокоение и самоуверенность, а также невосприятие критических замечаний — губительны, ведь от состояния системы образования зависит не только развитие и жизнь отдельных личностей, но и благосостояние и безопасность общества и государства в целом. Поэтому всем государственным и общественным институтам важно заботиться о системе образования и тщательно, разумно и взвешенно прорабатывать и принимать решения о ее развитии и реформировании. Можно быть уверенным, что в результате проводимой модернизации образования мы сохраним достоинства нашей системы и приобретем новые. И, на мой взгляд, выполнение намеченных и обозначенных в этой статье мероприятий позволит здесь существенно продвинуться, превратить наши университеты в центры производства знаний и технологий мирового уровня, конкурентоспособные на мировом рынке образовательных услуг.
Михаил ЖУРАВКОВ, Министр образования, профессор.
(Полный текст статьи читайте на нашем сайте www.sb.by)
Советская Белоруссия № 9 (24891). Вторник, 19 января 2016